Букин развитие памяти. Мнемотехника или способ запоминания разведчиков
Единицы людей способны запоминать большие объемы информации легко и быстро без подготовки, поэтому о методах и способах запоминания и будет рассказано далее. Итак, что же такое мнемотехника и почему она является эффективным инструментов для развития памяти. Мнемотехника — это система приемов и методов быстрого и легкого запоминания информации.
Первые упоминания о использовании мнемотехники дошли к нам из Древней Греции. Ораторы использовали их для запоминания своих речей. Во времена средневековья техники применялись монахами для заучивания текстов для богослужений. Сейчас до нас дошли наиболее эффективные из техник, которые применялись учеными и философами эпохи просвещения.
Мнемотехника будет работать тем лучше, чем больше вам мозг подготовлен к работе, поэтому вместе с описанными ниже способами следует практиковать прохождение упражнений для памяти, внимания и мышления. Когнитивные тренировки для мозга можно пройти на Викиум.ru
Как запомнить большой объем информации. Прием Цепочка.
Для запоминания, например, списка слов нужно использовать для них один контекст. Например, возьмем такие слова как: ванна, вертолет, еда, дом, кровать. Чтобы их запомнить, достаточно соединить их историей: В ванной мне пришла идея на вертолете заказать себе еду в дом, к тому моменту, когда я буду в кровати.
Как запомнить нужную последовательность. Метод Цицерона
Метод Цицерона, оснований на ассоциациях, и представляет собой последовательность опорных образов. Они формируются из хорошо знакомых мест или помещений.
Например, вы движетесь по коридору своей квартиры, в которой есть три двери в комнаты. Память об этом вы можете использовать для запоминания количества аргументов, которые должны быть указаны в докладе.
Есть еще одна разновидность этого метода, мне она больше нравится и я ее использую чтобы запомнить ключевые слова в докладе. В отличии от предыдущего примера мне не надо ничего представлять, я двигаюсь по часовое стрелке от дверного проема вдоль стен своей комнаты и использую для запоминания хорошо мне знакомые предметы интерьера. Например, на диване у меня сидят три исторических персонажа, один из которых положил руку на стол, на котором лежит книга про 20 век. Таким образом, я запоминаю период существования исторической персоны.
Как быстро сочинить историю. Техника «Паровоза»
Эта техника может оказаться очень полезной, если вам требуется долго не останавливаясь говорить о чем-то, например на публичном выступлении. С помощью нее вы можете создавать образы настолько быстро что вам не придется беспокоится о том, что вы не знаете что еще сказать.
Теперь к технике: Каждое новое сказанное вами предложение должно быть привязано к последней части предыдущего.
Давайте разберёмся на примере: Сейчас мы проводим семинар по развитию памяти. Развитие памяти это сложный и трудоемкий процесс, который может занять годы кропотливого труда – так нас уверяют те кто якобы в этом разбираются. Разбираясь в этом вы потратите невообразимое количество времени. А время вещь бесценная…
Естественно эта техника требует пусть небольшой, но тренировки. Потренируйтесь сначала пописать такие предложения, а потом переходите к устной речи.
Как запомнить имя нового знакомого? Правило Английской Королевы
Техника очень проста – во время разговора вам необходим трижды обратиться к собеседнику по имени. Можно конечно обратиться и больше, но этого достаточно что бы запомнить и произвести приятное впечатление на собеседника.
Восхищаетесь феноменальной памятью разведчиков? Удивляетесь, как они умеют подмечать все мелочи и держать в голове мельком увиденные карты и планы противника, тысячи имен и цифр, легенды, явки и пароли? Теперь вы тоже так сможете: перед вами уникальная книга, в которой раскрыты секреты тренировки памяти, применяемые в разведшколах. Кроме теории и упражнений для самостоятельной тренировки, в книге описаны приемы общения из арсенала спецслужб: вы узнаете, как налаживать контакт и входить в доверие к незнакомым людям, убеждать и оценивать достоверность полученных данных. Также вы освоите методы самоорганизации, научитесь быстро восстанавливать силы и поддерживать высокую работоспособность.
Книга предназначена для всех, кто испытывает сложности с запоминанием, чувствует необходимость развития умственных способностей и хочет стать эффективнее в общении, работе и повседневной жизни, научившись использовать максимум возможностей своего мозга.
Характеристики книги
Дата написания: 2014
Название: Развитие памяти по методикам спецслужб
Объем: 280 стр., 191 иллюстрация
ISBN: 978-5-9614-3501-6
Правообладатель: Альпина Диджитал
Предисловие к книге «Развитие памяти по методикам спецслужб»
Возможности человеческого мозга потрясают воображение. Память хранит огромный объем информации, далекие события представляются настолько живо и ярко, как будто все произошло только вчера. Мозг справляется с задачами, решение которых недоступно самым современным компьютерам. Мозг пластичен: если какая-то его функция активно работает, она усиливается. Верно и обратное: то, что не используется, отмирает. Рутинная работа, узкая профессиональная специализация, технические «костыли» в виде органайзера, навигатора, записной книжки в телефоне - все это освобождает память от работы, и со временем она ослабевает. Ухудшается способность концентрировать внимание, притупляется острота восприятия.
К счастью, это обратимо. Память можно тренировать. Чтобы тренировки были эффективными, они должны быть:
Регулярными;
Долгосрочными;
На грани возможностей.
Есть профессии, для которых отличная память, ясность и быстрота мышления жизненно необходимы. Одна из них - разведчик. Записывать что-либо запрещают законы конспирации, долго и вдумчиво штудировать документы некогда, перерисовать схему или карту невозможно. Приходится полагаться только на память. И помнить надо невероятно много, а воспроизводить точно.
Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Мы и пользуемся!
Программа тренировки памяти в этой книге основана на методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков.
О книге
Каждая глава соответствует этапам карьеры агента разведслужбы. Вы пройдете все ступени школы разведчика - от агента-установщика до двойного агента, от самой простой работы в разведке до самой опасной и сложной.
Вас будет сопровождать история одной контрразведывательной операции, изложенная в документах и дневниковых записях ее главного героя. По фактам этой операции будут задаваться вопросы, поэтому постарайтесь запомнить максимум из того, что прочтете.
Несмотря на то, что все персонажи в этой книге выдуманные, а любое сходство и совпадение с реальными людьми случайно, описанные в ней события основаны на действительно произошедшей истории. Также здесь необходимо сказать о том, что все содержащиеся в книге данные взяты из открытых источников.
Каждый этап-уровень содержит инструкции к методикам запоминания и упражнения для их отработки. Упражнения первых уровней могут показаться легкими, но дальше они будут усложняться. Постарайтесь освоить предлагаемые приемы и методы на первых простых заданиях. Даже если вы можете выполнить их без использования специальных методик, в дальнейшем, когда задачи усложнятся, обойтись без них будет крайне трудно.
В книге есть два вида упражнений. Первые обозначены словом «упражнение». Вы можете выполнять их во время отдыха, ожидания, в транспорте…
Вторые, интерактивные, размещены на отдельном сайте. Желательно выполнять эти упражнения по ходу чтения книги.
Повторите каждое упражнение несколько раз, чтобы закрепить успех. Если при его выполнении получается не все, вернитесь к методике, для отработки которой оно предназначено. Перечитайте ее заново и несколько раз выполните упражнение в менее сложном варианте.
Не падайте духом, если у вас не получится выполнить задания с первого раза. Помните, что «тренировки должны проходить на грани возможностей». Учеба в разведшколе похожа на путь мастера боевых искусств: чтобы освоить разведывательное дело, надо пройти через трудности и научиться преодолевать неудачи. Пытайтесь снова и снова, прогресс станет заметен и вам, и окружающим.
Кроме методик, инструкций и заданий в книге описываются особенности человеческого внимания, воображения и памяти, а также приемы работы с ними. Разведчики пользуются этими приемами каждый день. Оставим романтические истории беллетристам - разведывательное дело описано в книге таким, какое оно есть, без прикрас и лоска.
Настоящая, не «киношная» разведка - это не беготня с пистолетом, а работа с информацией. По крупицам данных восстановить целую картину - вот в чем состоит задача разведки.
Возможности памяти
Люди используют возможности своей памяти далеко не в полной мере. Более того, мало кто представляет, насколько велики эти возможности.
Несколько примеров. Русский художник Н. Н. Ге детально воспроизвел барочный интерьер комнаты дворца «Монплезир», побывав в ней только один раз. Секрет фотографической памяти мастера состоял, по его собственным словам, в том, чтобы «ежедневно по памяти изображать то, что вам встречалось дорогою, будь это свет, будь это форма, будь это выражение, будь это сцена - все, что остановило ваше внимание». Моцарт мог в точности записать сложную партитуру, прослушав произведение всего лишь раз. Услышав однажды сочинение Грегорио Аллегри «Miserere», сохранявшееся до этого Ватиканом в тайне, он сделал его ноты достоянием публики. Моцарту в это время было 14 лет. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Разучивая его произведения, он практиковался в ораторском искусстве. Венгерский шахматист Янош Флеш сыграл в 1960 году 52 партии одновременно, не глядя на доску. По окончании игры, которая длилась более 13 часов, Флеш помнил все ходы на всех 52 досках.
Не только признанные гении обладают выдающейся памятью. В одном эксперименте испытуемым, обычным людям, показали 10 000 слайдов, после чего проверили, сколько из них запомнилось. Оказалось, что точность узнавания изображений составила около 80 % - очень высокий результат. В случае, если для эксперимента выбирали необычные, яркие и красочные картины, точность узнавания повышалась практически до 100 %.
1. Главная проблема памяти человека не в том, чтобы запомнить информацию, а в том, чтобы вспомнить и воспроизвести ее, когда это необходимо. Таким образом, задатками отличной памяти обладает каждый человек. Чтобы развить их, нужно освоить ряд приемов.
2. Мозг человека очень хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную.
Развитие памяти по методикам спецслужб — Денис Букин (скачать)
(ознакомительный фрагмент книги)
Post Views: 201
Построить эффективное общение с человеком, которого вы видите впервые, - довольно сложная задача. Немедленно переходить к делу не всегда продуктивно, особенно в российской традиции переговоров. Сначала нужно наладить контакт, побеседовав о «пунктиках» партнера - о том, чем человек увлечен, о чем он может говорить бесконечно долго. Такие «зацепки» есть у каждого - у кого‑то простые, у кого‑то более сложные. О том, как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов по методике спецслужб читайте в нашей статье.
В этой статье вы прочитаете:
- Как тренировать память и внимание по методике спецслужб
- Как легко наладить контакт с потенциальным клиентом или партнером
- Как держать в голове решения, планы работ и договоренности
- Как запоминать условия сделки, суммы договоров и номера телефонов
Как тренировать память и внимание управленцам, чтобы запоминать важные мелочи переговоров в работе управленцев? Ответ на этот вопрос ищут сотни коммерсантов. Давайте рассмотрим как тренировать развитие памяти по методикам спецслужб, которые описал в скоей книге Денис Букин, автор книги «Развитие памяти по методикам спецслужб».
Самый простой вариант: если собеседник приехал на встречу на автомобиле, поговорите о марке его машины, парковках, пробках, развязках, ремонте дорожного покрытия и т. д. С женщинами можно беседовать о детях, домашних делах, невзирая на то, что они - бизнес-леди. Но самый эффективный способ наладить контакт - подготовиться к первой встрече. Заранее найдите собеседника в социальных сетях или почитайте его персональный блог, изучите оставленные им в интернете следы - так вы поймете, чем он увлечен. Разговор о его интересах позволит наладить личный контакт.
Дальше нужно позволить собеседнику поговорить о своем увлечении и, слушая его, добавлять комментарии или даже осторожно спорить. Так вы выявите положительные особенности личности партнера, которые надо отметить в разговоре, указав, что вы сами не обладаете ими. Например, спортсмены и болельщики помнят турнирные таблицы, все победы и поражения любимой команды за десятилетия. Такому человеку можно сказать: «У вас прекрасная память. А вот я не такой, не так много помню». Если ваш собеседник мастерит модели самолетов, значит, он обладает терпением, усидчивостью, умением работать руками - тогда заметьте: «А я не такой, у меня не получается работать руками». В большинстве случаев собеседнику неловко из‑за того, что он лучше вас, и он попытается поддержать вас и убедить, что вы тоже так можете, что ничего недостижимого в его способностях нет. Это тот самый момент, когда можно перевести разговор к сути дела, по которому вы встретились: контакт налажен, человек вам доверяет, и вы можете спокойно обсудить детали сделки.
Как надолго запомнить имя человека и его увлечения
На незапланированной встрече - скажем, на конференции - лучше сразу обращаться к человеку по имени и начинать разговор с его «пунктиков». Это вызывает симпатию и доверие. Запоминать и быстро воспроизводить такую информацию можно, используя особенности работы нашей памяти (рисунок).Имя лучше привязать к какой‑либо изюминке внешности - допустим, к выдающейся черте лица. При этом нужно мысленно преувеличить ее. Например, у меня есть борода - хотя это изменчивый фактор, но неплохо подойдет, потому что вы все равно ее запомните. Вы представляете себе, что борода ну просто очень большая. Затем нужно провести ассоциацию с ней: можно представить человека этаким стереотипным русским - хмурым, мрачным, с бородой. Если мрачный, значит, ходит как бука, то есть Букин. В то же время усы можно представить как усы гусарские, а гусар - это Денис Давыдов. Получается Букин Денис. То есть вы строите мысленную модель, картинку и таким образом связываете внешность человека с его именем и фамилией - и запоминаете их.
Дальше к этому образу можно добавить «пунктики». Например, вы заметили, что у собеседника хорошая память. Представьте карикатурный портрет бородатого человека с хорошей памятью - скажем, с преувеличенно большим лбом. Конечно, картинка получится абсурдная, но ничего «неправильного» в этом нет - так информация легче запомнится. Когда вы увидите этого человека снова, у вас сразу появится перед глазами эта картинка, и вы воссоздадите его имя, фамилию и основные «пунктики».
Для успешного использования метода на первом этапе важно сформировать привычку. Возьмите какую‑нибудь газету и попробуйте запомнить всех персонажей, чьи изображения там есть. Вы смотрите на фотографию, представляете главную черту внешности этого человека и по этой черте, а также по его имени и фамилии строите мысленную картинку, историю - и запоминаете. Привычка запоминать таким образом приходит достаточно быстро, часто хватает одной газеты. Но некоторые люди боятся абсурдности этих воображаемых картинок, тогда как в карикатурном преувеличении нет ничего страшного. Чем более необычен образ, тем лучше он запомнится.
Как сохранить в памяти детали переговоров
Чтобы запомнить ход переговоров, важно не столько обладать хорошей памятью, сколько уметь выделять главные моменты и мысленно фиксировать их. Тут мы продолжаем достраивать созданный образ собеседника, добавляя ассоциации. Например, важно запомнить, чем человек занимается. Возьмите уже придуманную вами картинку и встройте в нее сферу его деятельности. Некоторое время назад я общался с установщиком офисных перегородок; в первые минуты я представил его в лабиринте из перегородок - яркий образ позволил мне запомнить род его занятий.
По ходу переговоров не стоит записывать все на диктофон или делать подробные заметки - это непродуктивно. Нужно выделять основные пункты и запоминать их или записывать на бумаге: потом по ним будет гораздо проще воспроизвести сказанное.
Большое значение для памяти имеют мотивация и контекст, ведь человек лучше запоминает необходимую в жизни информацию.
Наш мозг выделяет то, что считает важным, поэтому, прежде чем что‑то запомнить, нужно сформулировать для себя причину, по которой нужно это помнить, и ту пользу, которую вы при этом получите. Например, можно проговорить про себя, что вы запоминаете прайс-лист конкурента, чтобы произвести впечатление на контрагента и выглядеть уверенно, аргументируя изменение цены в свою пользу.
Как держать в голове большое количество цифр
При запоминании цифр важно погружение в тему. Мы хорошо запоминаем информацию, которая касается нашей профессиональной деятельности или увлечений. Каждая цифра в этом случае соотносится с теми, которые мы уже знаем и помним, она встраивается в систему ассоциаций. Вы легко можете воспроизвести суммы контрактов важных клиентов. Но как запомнить менее значимые цифры, например номер телефона? Так как числа - это абстрактная информация, которая неосязаема, нужно превратить ее в материальную. Делать это можно при помощи образов-заменителей: они кодируют цифры в картинку (таблица), и через выдуманную историю цифры можно связать с этими образами. Чем абсурднее будет история, тем лучше она запомнится.
Например, вам нужно запомнить номер договора 19 862. Создаем мысленную картинку: на пляже воткнут в песок длинный ярмарочный шест (1), оканчивающийся леденцом (9). Вокруг шеста на велосипеде (8) едет слон (6), за которым с кряканьем и гоготаньем летает гусь (2).
Как не забывать про планы
За запоминание уже состоявшихся событий отвечает ретроспективная память, а за намерения и планы- проспективная. Припоминание о будущем строится иначе, чем о прошлом. Во-первых, нужно помнить о самом намерении, а во‑вторых, надо вспомнить о нем в нужный момент времени. Чаще всего забывание происходит на втором пункте: люди упускают из памяти свои планы из‑за отсутствия внешнего напоминания.
Чтобы улучшить проспективную память, выберите себе «мишени» - события, которые гарантированно произойдут в течение дня. Например, вы поздороваетесь с консьержкой, пересечете дорогу у своего дома, увидите белый автобус, войдете в метро. Эти «мишени» нужно постараться заметить как можно большее количество раз, отметить событие про себя - подсчитывайте, сколько раз вы «поразили мишень». На одной «мишени» нужно тренироваться несколько дней, затем заменить ее на другую, потом можно ставить себе несколько «мишеней» сразу. Такая тренировка разовьет вашу способность вспоминать о намерении в ответ на внешнее событие.
Затем нужно научиться вспоминать о намерении в нужный момент. Здесь вам понадобится хорошее чувство времени: оно помогает без внешних подсказок вспомнить о запланированном деле именно тогда, когда нужно. Засеките время на секундомере или на часах с секундной стрелкой. Затем, не глядя на часы, отметьте прошедшую минуту, пять минут, десять минут и час. При этом нужно заниматься обычными делами и не пытаться подсчитывать про себя секунды. Если ваше чувство времени неправильное, отметьте это и попробуйте еще раз.
Теперь можно выработать систему, которая поможет вспоминать о планах. Самое простое - записать их в ежедневник и постоянно к ним возвращаться. В таком случае нужно выработать привычку не забывать обращаться к записям в начале каждого дня и после завершения каждого дела. Второй вариант - постоянно «сканировать» намерения, привязав их к какому‑либо событию. Например, каждый раз, когда к вам подходит секретарь с документами, вы припоминаете список срочных встреч и включаете их в план работы.
Самый надежный способ - выработать правила и ритуалы. Например, каждое утро вы собираете данные о делах, выполненных подчиненными за предыдущий рабочий день, а каждый день после обеда проверяете состояние срочных дел, которые еще не поздно исправить.
Также мы часто не завершаем текущие дела, если отвлекаемся во время решения задачи на что‑то другое: внимание переключается, и мы забываем о том, что делаем. Избежать этого можно, если при отвлечении внимания вы остановитесь, зафиксируете в памяти, на чем прервались, затем создадите и мысленно проиграете новый план действий. В плане вы должны представить себе, как откладываете первую задачу, выполняете вторую, после чего возвращаетесь к первой. Так создастся отметка, что дело не закончено, сохранится мотивационное напряжение, и вы будете помнить, что нужно вернуться к первой задаче и завершить ее.
- Карьера и Саморазвитие
Ключевые слова:
1 -1
“Хорошая память связана с умением перерабатывать информацию и связывать ее с тем, что мы уже знаем.”
“Мозг человека хорошо запоминает изображения. Поэтому большинство приемов запоминания информации - мнемотехник - основано на воображении, которое служит инструментом перевода абстрактной словесной и цифровой информации в зрительную”.
Развитие памяти по методикам спецслужб Денис Букин
Чтобы подготовить квалифицированные кадры, работники спецслужб используют ряд упражнений для тренировки и развития памяти.
- Ведите дневник. Припоминание событий, которые произошли в течение дня - это само по себе тренировка памяти. Кроме того, различные события имеют свою эмоциональную окраску и запоминаются наиболее яркие из них. Существует даже такое определение «сверхактивизация памяти через воссоздание эмоций».
- Видеть и наблюдать.
Упражнение:
- Возьмите какой-нибудь предмет, например, карандаш.
- Сосредоточьте на нем все свое внимание.
- Дыхание спокойное и ровное.
- На выдохе закрывайте глаза - стирайте образ.
- На вдохе - открывайте глаза и снова концентрируйте внимание на карандаше.
- Проделайте упражнение 40-60 раз.
- На вдохе закрывайте глаза - стирайте образ.
- На выдохе открывайте глаза и концентрируйте внимание на карандаше.
- Повторите упражнение 40-60 раз.
Есть целый комплекс упражнений «видеть и наблюдать», которые применяются спецслужбами еще с царских времен (в книге Ильи Мельникова «Методы спецслужб»).
- Для развития сосредоточения внимания в спецслужбах и не только использует: Таблицы Шульте, тест Струппе, обратный счет и другие.)
- Развитие наблюдательности и зрительной памяти.
- Развитие слуховой памяти. Используйте чтение вслух, подслушивайте прохожих в очередях, транспорте, в помещении и со временем вы заметите какие у всех разные голоса, интонация, тембр, манера речи. Больше слушайте. “Молчание - один из наиболее трудно опровергаемых аргументов”. Генри Уиллер Шоу
- Запоминание людей. Для работников спецслужб очень важно уметь запоминать людей. Для тренировки этой способности, есть определенные упражнения. Это самый сложный процесс развития памяти.
Сложнее изучения иностранных языков, сложнее обработки текстов, запоминания рядов цифр. Если перед вами поставить двадцать человек и затем попросить их идентифицировать через десять минут, то результат будет человека три - четыре.
А если это будет группа людей из других рас, то результат будет еще меньше, тем более, что особых приемов для кодирования и разработки еще не придумано, но несколько правил имеются:
1. Заставьте свой мозг работать с полной силой.
2. Максимально сосредоточьтесь. Развивайте наблюдательность.
3. Настройтесь на запоминание человека.
4. Запомните необычную черту лица человека.
5. Расслабьтесь.
6. Прослушайте, как звучит имя человека. Пропойте его про себя.
7. Запоминайте всех людей, с которыми знакомитесь.
8. Свяжите имя человека с его образом.
9. Запомните, что мозг не терпит насилий.
10. Тренировки памяти должны приносить удовольствие. Лучше регулярно каждый день, чем через неделю, но долго и нудно.
11. Через некоторое время почувствуете результаты.
На знакомство и запоминание людей нужна настройка. Вы должны мысленно отдавать самому себе команды: «Я буду предельно сосредоточен. Я сконцентрирую все свое внимание и обязательно запомню всех представленных людей».
Техники запоминания людей
1. Убедитесь, что абсолютно одинаковых людей не бывает.
2. Сразу же ассоциируйте человека с кем - нибудь, кто вам знаком. Например, вам представят человека по имени Владимир Ильич. Сразу же возникает ассоциативный образ- Ленин сидит за столом. На столе горит настольная лампа под зеленым абажуром.
3. Представьте себе, что вы знакомите своего нового приятеля со своим старым другом.
4. Произнесите несколько раз про себя его имя, отчество, фамилию.
5. Пропойте про себя его имя, причем в разных вариантах (как частушку, как романс, как арию и как народную песню).
6. При знакомстве несколько раз повторите вслух его имя. Например: «Очень приятно, Владимир Ильич». «Рад был знакомству, Владимир Ильич», «Об этом случае мне только что рассказал Владимир Ильич». Больше трех раз произносить имя вслух не стоит.
7. По прошествии тридцати минут после знакомства, обязательно вспомните тех, кому вы были представлены.
8. Попробуйте присвоить созвучные с именем прозвища. Например, Лисовская Корнелия Константиновна (Корлиско). Порядок можно выбрать любой, например (Лисконко, Конкорли,) и так далее.
9. Найдите параллели между его фамилией и его обликом, его привычками.
10. Перед тем как ложиться спать еще раз вспомните всех, с кем познакомились.
11. Запишите всех новых знакомых в записную книжку и сделайте пометки, характеризующие нового знакомого (Володя - офсетпечать, Наташа - парикмахерская).
12. Представьте, что вы снимаете нового знакомого на фотоаппарат, и что изображение появляется постепенно. Повторите два - три раза.
13. Представьте этого человека с табличкой на груди, на которой написано его имя. Через несколько секунд, представьте этот образ еще раз.
14. Свяжите с именем человека прилагательные, которые начинаются на одну букву с именем. Катя- красивая, креативная; Михаил - милый, молодой и так далее. Старайтесь, чтобы прилагательные характеризовали человека.
15. Найдите во внешности человека особенные черты, только ему одному присущие.
16. Мысленно найдите рифму имени. Сергей - воробей, Наташа - каша, Лена - полено и так далее. И представьте себе мысленный образ Сергея наблюдающего за воробьями, Наташу, которая плачет над тарелкой с кашей. Через несколько секунд повторите это действие.
17. Попробуйте мысленно описать своего (своих) новых знакомых.