Культура, мораль и религия. Религиозная мораль и ее особенности Мораль и религия в обществе
МОРАЛЬ И РЕЛИГИЯ -- мораль представляет собой систему правил, понятий и чувств, регулирующих отношения людей между собой и их отношения к обществу.
Их реализацию в поведении людей именуют нравственностью.
Религия и мораль -- близкие, взаимосвязанные сферы культуры. Сходство религии и морали наиболее заметно в их духовных проявлениях.
Однако церковь несравненно сильнее воздействовала на нравственность общества, нежели мораль на религиозный культ и внутрицерковную практику.
В каждой религии, в каждом вероисповедании в большей или меньшей степени присутствует морально-духовное начало.
Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но в той или иной мере регламентирует отношения людей между собой как в лоне церкви, так и за ее пределами.
Бог воплощает в себе те нравственные требования, которым обязан следовать его приверженец.
В политеистических верованиях одни божества выступают как воплощение доброты, другие -- злобы.
В монотеистических религиях Бог непременно наделен высшими моральными качествами.
Моральное начало особенно ярко выражено в мировых религиях -- причем в буддизме до такой степени, что некоторые специалисты считают его не религией, а моральной системой. Вероучение этой религии исходит из идеи о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях и формах есть зло, несущее страдания всему сущему.
Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной -- терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панчашилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя).
Моральное начало в исламе пронизывает идею единого Бога -- Аллаха, Творца и Владыки мира, всесильного и мудрого существа.
Вместе с тем Бог ислама - воплощение добра. Все суры Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного».
Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения.
Это свойственно и шариату -- своду мусульманских культовых, правовых и нравственных установлений.
Однако именно в христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована.
Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый.
В ипостаси Бога Отца Он выступает в роли заботливого защитника, покровителя, хранителя. В ипостаси Бога Сына Он приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них.
Лаконичная формула «Бог есть любовь» особенно выразительно передает моральную суть этой мировой религии.
Если религия обязательно включает в себя моральное начало, то и в морали многое скрыто в неосознаваемом, в бессознательном и подсознательном. Здесь вера (доверие) также выступает в качестве важнейшего устоя. Мир морали подобен своеобразному храму, где благоговейно чтимы нравственные святыни. Многие из них имеют общечеловеческий характер -- таковы материнская любовь, супружеская верность, трудолюбие, гостеприимство, уважение к старикам и др. Как и в религии, эти святыни обычно свободны от рассудочного отношения и расчета. Любовь и дружба, например, требуют, казалось бы, неразумного самоотвержения.
Не только богословы, но и многие исследователи этики полагают, что мораль и нравственность порождены религией и неотделимы от нее. При этом нередко приводят высказывание великого мыслителя И. Канта о божественной природе присущего человеку «категорического императива» -- властного внутреннего повеления следовать моральным требованиям.
Еще чаще ссылаются на древнейшие тексты священных книг различных религий, насыщенных моральными поучениями, и на то, что сама идея Бога и загробного воздаяния глубоко воздействует на поведение личности и ее нравственные устои.
Однако следует учитывать, что моральные понятия и чувства -- это в значительной степени результат воздействия социального окружения на личность и ее образ жизни.
Психологи констатируют, что ребенок, случайно попавший к животным и ими вскормленный, даже оказавшись потом среди людей, так и не обретает человеческих качеств -- прямохождения, сознания, членораздельной речи, разумной регуляции поведения. Ему также неведомы моральные представления и переживания.
Идея Бога выводит верующего из рутины повседневности, заставляет подавить в себе низменные побуждения и ведет к идеалу добра и справедливости, ставит перед лицом Всемогущего, от которого не сокрыто ничто потаенное.
Страх загробного наказания за явные и сокрытые прегрешения -- важный психологический фактор восприятия мира религиозным человеком.
Моральные поучения в священных книгах являются ценнейшими свидетельствами древнейшей культуры. Так, возраст сложившихся в иудаизме и уже насыщенных моральными поучениями первых разделов Библии составляет более 3000 лет.
«Веды» и другие священные книги оказали огромное воздействие на последующее развитие культуры. Они служат и важнейшими источниками данных о морали начала цивилизации.
Однако обширные этнографические материалы о жизни и нравах народов в Африке, Америке, Океании и Австралии свидетельствуют, что у них существовали неписаные обычаи и нравы, необходимые для совместного проживания, согласованной трудовой деятельности и воспитания детей.
Втой или иной степени эти народы стихийно придерживались (по отношению к сородичам) заповедей «не убей», «не укради», «не лжесвидетельствуй». Племена, воспринявшие парный брак, почитали отца и мать, осуждали прелюбодеяние.
Сама реальность совместной жизни и деятельности диктовала им эти общечеловеческие нормы морали.
Довод о церкви как об институте нравственности, способствующем функционированию морали, -- сильный довод, однако следует учитывать, что мораль опирается не только на могущество церкви, но и на силу общественного мнения, авторитет старшего поколения, традиции и обычаи.
Мораль может существовать и без религиозной санкции.
В секуляризованном обществе, где культура выходит из-под церковного контроля, мораль принимает Вполне светский характер и функционирует вне института церкви.
Мораль не институционализирована, она не имеет особых учреждений, специально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, организующих контроль за реализацией ее правил и норм.
Поэтому церковь (в древних обществах -- жречество) принимает на себя роль такого учреждения и тем самым оказывает заметное влияние на мораль и нравы.
В этом убеждает история всех цивилизованных стран. Служители религии оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, проповедовали их.
Назидания пастве, духовный надзор за соблюдением заповедей, а нередко и личный пример благочестивых подвижников религии способствовали поддержанию моральных норм, хотя не всегда и не каждый служитель религии являлся нравственным идеалом.
Тем не менее, и поныне моральные нормы воспринимаются верующими как повеления Бога, что придает им особую авторитетность.
Религиозный человек видит в этих нормах не только бытовую целесообразность и социальный смысл, но и нечто священное, сакральное. Преступать эти нормы недопустимо как по земным, так и по религиозным законам.
Мораль для верующего обычно сливается с религией.
Светский исследователь не выводит мораль из религии; он утверждает: истоки морали -- в земных отношениях, в производственной и семейно-бытовой практике человека.
Неубедительным светскому исследователю представляется и тезис о неотделимости морали от религии. Исторический опыт свидетельствует, что в государствах, где церковь обладала едва ли не абсолютной властью, моральные пороки не исчезали.
Добрые дела и подвижничество возможны как по религиозным, так и по светским мотивам.
Резкий подъем религиозности с начала 90-х гг. XX в. в России не привел к снижению аморализма и преступности.
В то же время степень влияния религии на моральное сознание весьма значительна.
Хотя в моральных предписаниях разных конфессий существуют известные расхождения, но в этих предписаниях очень много общего, что позволяет говорить о наличии религиозной морали как особой системы правил и норм, освящаемых церковью и контролируемых ею.
Легко заметить, что на переднем плане в этой системе норм поведения находятся собственно религиозные предписания.
Так, в Десятисловии Моисея на первом месте стоят заповеди, определяющие отношение человека к Богу.
В соответствии с этим нарушения культовых норм в системе религиозной морали считаются особенно греховными и наказуемыми.
Неверие в Бога, в истинность догматов и канонов занимает первое место в предназначенном для исповеди перечне прегрешений. При этом в перечне осуждаемых церковью грехов находятся и основные пороки, бичуемые светской моралью, а среди добродетелей -- ценности общечеловеческого характера.
Среди возвышаемых религией ценностей -- верность и незлобивость, терпимость и трудолюбие, сорадование и независтливость.
Вера, надежда и любовь в христианском понимании взаимно подкрепляют друг друга.
И все же в религиозном и светском представлении о морали не все совпадает, поэтому церковное понятие «грех» и светское «порок» не идентичны. Ядро религиозной морали -- учение о греховности.
Из повествования об Адаме и Еве следует, что роковым образом греховное начало передается от родителей к детям. Потому человек уже от рождения -- падшее существо, которого сильнее влечет к дурному, нежели к доброму.
Здесь подмечен очень важный и парадоксальный момент в нравственной природе человека.
Еще апостол Павел сокрушался по поводу податливости человека к дурному и связывал это с «плотским» началом. «Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху. Ибо не понимаю, что делаю; потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом, что он добр, а потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех. Бедный я человек! Кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога (моего) Иисусом Христом, Господом нашим. Итак, тот же самый я умом (моим) служу закону Божию, а плотию закону греха» (Рим. 7:14-20, 24-25).
Действительно, порочные соблазны нередко привлекательней и доступней добродетельных устремлений. В морали чувства (страсти) довлеют над разумом.
Психологи констатируют, что в структуре чувств негативные эмоции числом и силой превосходят эмоции положительные, поэтому у многих людей эгоистичные мотивы преобладают над альтруистическими.
Таковы земные аспекты этого морального парадокса. В религии он представлен как проклятие, Божье наказание за прегрешение прародителей.
Идея греховности тесно сопряжена с религиозной идеей спасения.
Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога.
В христианской морали решительно бичуются сексуальные извращения, блудодеяние, распущенность. «Хорошо человеку не касаться женщины», -- говорит апостол Павел.
Так, христианство возводит девственность в идеал. Согласно Апокалипсису, перед престолом Божьим предстанут 144 тысячи праведников, «которые не осквернились с женами, ибо они девственники».
Брак в христианстве является таинством, нуждающимся в особом благословении небес, поскольку половое влечение воспринимается как начало, привязывающее к земному и тем самым отвлекающее от небесной цели. Любовь к женщине может затмить любовь к Богу.
Правда, в религиях древности встречается своеобразное освящение сексуального влечения (и даже поклонение половым символам), но эта сакрализация высшего чувственного наслаждения была лишена личностной привязанности -- достаточно ознакомиться с «Камасутрой», любовным трактатом индуизма. Индивидуальная половая любовь -- продукт более поздней цивилизации. Отсюда логично религиозное оправдание социального и семейного неравенства женщины, недопущение ее к священству и те бытовые ограничения, которые отражены в ряде благочестивых назиданий (напр., в «Домострое»).
Иногда религиозная мораль содержит осуждение и отчуждение иноверца и неверующего.
В исламе эта тенденция выражена в идее джихада -- священной войны против «неверных». Правда, умеренные течения ислама толкуют джихад как ревностность в вере, не допускающую насилия и убийств.
Распространение мировых религий вело к преодолению многих жестоких языческих обычаев и общему смягчению нравов.
В лоне религиозных учений были выношены многие общечеловеческие моральные идеи.
Христианство, например, столь возвысило личность, что провозгласило ее богоподобие и тем самым внесло в моральный мир западной культуры мощный источник гуманизма.
Принципы Нагорной проповеди по своему нравственному потенциалу и поныне остаются всечеловеческими идеалами.
Даже светский человек поддержит идею мусульманского установления «закят» об обязанности обеспеченного человека помочь неимущему.
Очевиден в исламе и морально-предупредительный смысл запрета на вино. Этот же запрет присутствует в знаменитых буддийских этических принципах. Буддийский принцип непричинения вреда ничему живому (ахимса) -- предтеча формирующегося сегодня кодекса экологической морали человечества.
Религиозная мораль побуждает к милосердию и доброжелательности как естественному, добровольному и бескорыстному устремлению души.
«Всякое доброе дело, сделанное по принуждению, теряет свою награду», -- замечает Иоанн Златоуст (360-407).
К совершению добра побуждает и любовь: «Без любви добра не бывает», -- говорил Тихон Задонский (1725-1783).
В определяющей мере именно такие идеи обусловили столь свойственную едва ли не всем конфессиям благотворительность. Большинство верующих занимаются ею по бескорыстному моральному побуждению, во имя любви к ближнему и дальнему.
Таким образом, религиозная мораль органично содержит в себе возвышенный идейный потенциал подвижничества, который стимулирует не столько уход от мира во имя собственного спасения, сколько побуждает к высшим образцам морального самоотвержения, какие показали известные всему миру последователь индуизма М. Ганди и баптистский пастор М. Л. Кинг, тюремный лекарь Ф. П. Гааз и хирург В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука), лауреаты Нобелевской премии А. Швейцер (миссионер, музыкант и врач) и монахиня мать Тереза.
Несомненно, человеколюбие этих выдающихся личностей пронизано глубочайшей религиозностью, а нравственный потенциал религии стал ведущим мотивом их подвижничества.
При этом их деятельный гуманизм надконфессионален и носит общечеловеческий характер.
Делая добро, верующий, как правило, испытывает не только чисто религиозное, но и мирское, гражданское удовлетворение.
Если же его побуждает к высоконравственному поступку один лишь «страх Божий» или расчет на собственное спасение, то это признак нарушения его внутренней моральной гармонии.
Не следует противопоставлять нравственность верующих и неверующих людей.
Исследования психологов, социологов, специалистов по этике и криминалистов свидетельствуют, что нет прямо пропорциональной зависимости между отношением человека к религии и его поведением в обществе.
Чисто формальная религиозность не удержит неустойчивую личность от аморальных поступков.
Ни одна религия и ни одна церковь не в состоянии противостоять соблазнам, греховным побуждениям, несправедливости, злобе и агрессии, которые порождены реальными противоречиями социальной жизни.
Различия в отношении к религии не должны усугублять нравственное отчуждение между людьми.
Взаимопонимание и единение верующих различных религий и неверующих -- важное условие социальной гармонии и нравственного оздоровления общества. (Словарь справочник по религии)
Проблема взаимодействия религии и морали занимала умы самых различных мыслителей с глубокой древности. И уже с античности по этой проблеме высказывались самые различные, порой противоположные точки зрения. С одной стороны, религиозные идеологи и в прошлые века, и ныне достаточно категорично утверждают, что мораль не в состоянии существовать без религии, точно так же, как дерево без корней. Именно в религии мораль черпает силу исполнять добро, именно религия предоставляет человеку смысл своего бытия, высшие нравственные ценности (Бог есть живое воплощение добра). Идеи о благотворном воздействии религии на мораль разделяли и те, религиозность которых была весьма проблематичной.
Религиозная мораль представляет собой совокупность нравственных понятий, принципов, этических норм, складывающихся под непосредственным влиянием религиозного мировоззрения. Религиозная мораль находит свое выражение в своеобразных представлениях и понятиях о нравственном и безнравственном, в совокупности определенных моральных норм (например, заповедях), в специфических религиозно-нравственных чувствах (христианская любовь совесть и т.п.) и некоторых волевых качествах верующего человека (терпение, покорность и пр.), а также в системах нравственного богословия и теологической этики. Все вместе перечисленные элементы составляют религиозное нравственное сознание.
Особенности религиозной морали включают ряд аспектов :
1) Главной особенностью религиозной морали является то, что ее основные положения ставятся в обязательную связь с догматами вероучения. Так как «богооткровенные» догматы христианского вероучения считаются неизменными, основные нормы христианской морали, в их отвлеченном содержании, также отличаются относительной устойчивостью, сохраняют свою силу в каждом новом поколении верующих людей. В этом заключается консервативность религиозной морали.
2) Другой особенностью религиозной морали, вытекающей из ее связи с догматами вероучения, является то, что в ней есть такие нравственные наставления, которые невозможно найти в системах нерелигиозной морали. Таково, например, христианское учение о страдании-благе, о всепрощении, о любви к врагам и другие положения, находящиеся в противоречии с насущными интересами реальной жизни людей.
3) Утверждая, что нравственность имеет сверхъестественное, божественное происхождение, проповедники всех религий провозглашают тем самым вечность и неизменность своих моральных установлений, их вневременной характер. С традиционной религиозной точки зрения мораль дарована человеку свыше, она приобретает значение богоданной, ее основные нормы и понятия зафиксированы в священных книгах, и для верующих людей мораль предстает как свод вечных и неизменных повелений или же таких императивов, которым люди должны неукоснительно следовать.
4) Религиозная же мораль способна существовать вечно, так как в отличие от нерелигиозной, она направлена не на материалистический рай на земле для одного-двух поколений, а в вечность. Религиозная мораль исходит из надчеловеческих, божественных императивов.
5) Несмотря на то, что в религии нашли свое отражение и конкретно-исторические условия ее формирования, специфическим способом освящающие некоторые реальные стороны бытия людей, религиозные моральные нормы носят универсальный характер для верующего, независимо от того, в каких исторических условиях он проживает, то есть они универсальны во времени, они могут дать ответы на вечные вопросы.
К сильным сторонам религиозной морали и этики можно отнести внешнюю простоту ответов на самые сложные нравственные проблемы, твердое обеспечение критериев нравственных ценностей, идеалов и требований, их своеобразную целостность и упорядоченность. Готовые, уже имеющиеся в системе религиозной морали ответы на основные вопросы нравственной жизни способны вызвать определенную эмоционально-психологическую умиротворенность этического сознания людей.
6) Однако не одна религиозная норма морали не является общечеловеческой, так как она всегда в той или иной мере отражается конкретные условия общественной жизни, в которых проходило ее становление. Нормы нравственности могут быть различными в разных религиозных системах. Это объясняется прежде всего тем, что складывались они в разных странах, у разных народов, на разных этапах общественного развития.
Несмотря на всю кажущуюся автономность религиозной морали, она тесно связана с общественной системой морали. Взаимопроникновение религиозных и светских норм происходит, несмотря на всю консервативность религии. Религия не может полностью обособиться от общества, так как она является его неотъемлемой составной частью, а значит и испытает его влияние, но и общество не может отказаться от всех тех норм которые вносит него религия.
Мораль и религия - это социальные явления, каждое из которых имеет качественное своеобразие. Говоря о «религиозной морали», необходимо соотнести это понятие и с религией и с нравственностью как формами общественного сознания, со свойственным каждой из них специфическим способом регуляции социального поведения человека. Наиболее расширительное толкование «религиозной морали» сводится к тому, что под ней понимают вообще нравственное сознание верующего. Религия в полном смысле слова органически включает в себя учение о том, как следует жить, что считать добром и что злом; мораль составляет существенную сторону любой религии.
И мораль, и религия имеют сложный состав, выполняют разнообразные социокультурные функции. Сопоставляя мораль и религию, некорректно говорить о них вообще в их влиянии друг на друга. Их нужно рассматривать во внутренней неоднородности, принимая во внимание, что на разных уровнях отношения между моралью и религией различны. Одно дело - обоснование моральных ценностей и норм или их теоретическое объяснение, и другое - их содержание, способы реализации этого содержания, формы практического самоопределения личности.
На уровне общих философских понятий мораль и религия представляют собой отчасти пересекающиеся, а отчасти различные социальнокультурные, духовные практики. Мораль и религия пересекаются в той части, где совпадают их социокультурные функции по ценностной ориентации и нормативной регуляции поведения людей.
Религия - это особая форма мировосприятия, основанная на вере в сверхъестественные существа, и совокупность ритуалов, обеспечивающих связь с ними. Религия включает в себя моральные установления (в форме заповедей или наставлений пророков и учителей). Любая монотеистическая религия содержит идеал совершенства. Во многих религиях он ассоциирован с образом божественной личности. Иными словами, всякая религия наряду с представлениями о сверхъестественном и предполагаемых способах связи с ним, предъявляет человеку систематизированные представления о должном, добром, правильном и совершенном и тем самым несет в себе мораль.
Мораль как способ социального дисциплинирования, направленного на гармонизацию отношений людей - носителей партикулярных интересов, близка праву, обычаю. Но социально-культурное предназначение морали не сводится к социальному дисциплинированию. Посредством морали задается идеал личности, добрых и милосердных человеческих отношений, справедливого и гуманного общества. Этот идеал возвышен в буквальном значении этого слова - он превосходит существующие нравы и реальную общественную практику и противостоит им. Возвышенный идеал трансцендентен*.
Трансцендентная составляющая морали и трансцендентная составляющая религии различны. Существенным признаком религиозного мышления является представление о трансцендентном существе (существах), определяющем (определяющих) имманентный порядок. В морали качеством трансцендентности обладают высшие ценности и соответствующие им требования, поскольку они не обусловлены наличным социальным и коммуникативным опытом; они трансцендентны в том смысле, что «внешни» этому опыту и при этом способны оказывать на него регулятивно-определяющее воздействие. В той части, в какой мораль предлагает перфекционистскую* программу, утверждает идеал, ориентирует человека на высшие ценности, она близка религии и смыкается с ней.
Эта двойная функция морали - гармонизация отношения между людьми, с одной стороны, и ориентация на идеал совершенства, с другой - наилучшим образом выражена в евангельской заповеди любви: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию, и разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27), представляющей собой основополагающий нравственный принцип христианства . В одной своей части заповедь любви ориентирует человека на высший идеал, а в другой - на мир с ближним. Содержание этой двуединой формулы не исключительно для христианства. Так, обе заповеди - любви к Богу и любви к человеку - даны в Торе, хотя и не в непосредственно соотнесенном виде. Именно такую схему человеческих устремлений представляет Платон в «Пире» и других произведениях; она развернута и в «Этике» Аристотеля. В исламе любовь к Аллаху во всей своей полноте невозможна без любви к ближнему, что выражено пророком Мухаммадом в следующих словах: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату того же, чего желает самому себе» .
Таким образом, мораль и религия в их конкретных формах могут быть тесно переплетены. Насколько эта переплетенность значима для морали и для религии, зависит от их конкретных форм.
Как отмечалось в гл. 1, философское понятие «мораль» формируется в раннее Новое время. Этот процесс опосредован секуляризацией* сознания, секуляризацией философии, а также спецификацией понятия морали, т.е. аналитического выделения ее особенных характеристик и функций. Уже с XVIII в. в философии развивается по преимуществу понятие морали, «в пределах только разума» (И. Кант), отражающее и одновременно утверждающее способ мышления и действия, которым свойственны рациональность, универсализуемость, автономия*, равенство (так или иначе истолковываемые). С позиций такого философского понятия морали анализируются и квалифицируются конкретно-религиозные модели морали.
Нововременная философская новация в сложившемся понятийном синтезе заключалась в представлении о том, как «работают» суждения, мотивы, поступки «внутри» морали, как устроена мораль. Новое представление о морали было соединено с нормативным содержанием, которое в общем не было оригинальным: в части идей невреждения, примиренности, единения, любви и т.д. оно было воспринято в значительной степени из христианства, а в части идей справедливости, обязанности, права, равенства, мужества, достоинства и т.д. - из античной философии. Многие идеи, например свободы, совести, умеренности и др., имели как античные корни, так и христианские. Новационным оказался контекст этих идей: они стали выводиться из «природы человека», из природы человеческих отношений, из общественных отношений.
Одним из интеллектуальных и духовных достижений Нового времени, в частности века Просвещения, стал образ морали как пространства автономии, т.е. независимости мотивов, решений, действий от внешних обстоятельств. Идея автономии постепенно доводится до своего буквального значения - самозаконодательства, а теономная «подпорка» независимости индивида как морального субъекта отбрасывается. Автономия представляется как независимость добродетели от каких- либо внешних (по отношению к добродетели) факторов - обычая, образования, авторитета, а также каприза и влечения. Но в конечном счете это независимость от церковных институтов и религиозных догматов.
Такой образ морали сначала развивается в философии и затем широко распространяется в культуре, причем настолько широко, что многие начинают воспринимать как единственно возможный светский, т.е. безрелигиозный, образ морали, базирующийся на приведенных выше принципах. При этом не все принимают во внимание то, что нормативное содержание разделяемой ими морали унаследовано преимущественно из конфессионально укорененных моральных систем, что фундаментальные моральные принципы первоначально получают санкцию в рамках религиозного сознания, благодаря религиозным институтам, что мораль исторически развивалась не просто рядом или параллельно с религией, но и опосредованно к ней.
К этому следует добавить, что в Новое время под влиянием развития секуляризованной культуры происходят перемены и в христианстве. Достижения науки и социальные трансформации способствуют освобождению христианства от давления догматизма и мифологии, «либерализации» христианства, в первую очередь его протестантских версий.
Эти тенденции в культуре и общественном сознании были обусловлены очевидным прогрессом наук и технологий, рождавшим уверенность в том, что общественное, культурное и нравственное развитие происходит по такой же «прогрессистской» модели и каждое новое поколение, более просвещенное, образованное и технически оснащенное, делает шаг вперед в направлении к разумно устроенному миру всеобщего благоденствия и счастья.
XX век с его неисчислимыми человеческими жертвами, вызванными мировыми войнами и тоталитарными режимами, идеология которых явно или неявно покоилась на отрицании традиционной религии, трагически обесценил упования на торжество разума и построение на его основе счастливого будущего человечества.
- Подробнее см.: § 13.1.
- Аль-Бухари. Сахих аль-Бухари. II. Книга веры, 13 ; пер. В. А. Нирша. М.: Умма, 2003. С. 31.
Мораль и религия - наиболее древние, близкие и взаимосвязанные регуляторы общественных отношений. В любой религии в той или иной степени присутствует моральное начало. Религия определяет не только отношения человека с Богом и церковью, но и регламентирует отношения людей друг с другом в самых разных сферах. При этом нормы нравственности могут существенно различаться в разных религиозных системах.
Моральное начало присутствует в самой идее веры в Бога. Бог наделен высшими, совершенными моральными качествами и вопло-
щает в себе те нравственные требования, которым обязаны следовать все верующие. Австрийский психолог В. Франкл (1905-1997), иудей по исповеданию, назвал Бога «персонализированной совестью».
Иудаизм - самая древняя из трех основных монотеистических религий, наряду с христианством и исламом провозглашает сотворение человека Богом по своему образу и подобию, следствием чего является любовь Бога к человеку, стремление Бога помочь человеку и уверенность в конечной победе Добра (Книга Даниила, 12:2).
Бог понимается как абсолютно Совершенный и Всемогущественный, как источник Благости, Любви и Справед- В " ф Р анкл
ливости, который выступает -
по отношению к человеку не только как Творец, но и как Отец. Высоким нравственным духом проникнуто утверждение, что каждый человек является Сыном Божьим, каждому открыта дорога к совершенствованию в направлении соединения с Богом, всем людям даются средства к достижению этого предназначения - свободная воля и божественная помощь.
Хранительницами нравственных идеалов человечества являются мировые религии - христианство, ислам, буддизм, которые на протяжении тысячелетий играют важную роль в выявлении, осмыслении и распространении норм нравственности.
Право и нравственность имеют общий источник - христианство. В его основе древнейший юридический кодекс - Ветхий Завет, нормы которого вошли в законы всех государств. И право, и христианство регулируют нормы поведения и обязательны для соблюдения 1 . Их отличия - в принудительной обязанности права, в то время как нравственные воззрения реализуются в соответствии со своими представлениями о добре и зле. У мирского и Божьего суда есть общая цель - нравственное воспитание граждан и прихожан .
Как писал в своем труде «История государства Российского» русский историк Н.М. Карамзин, «предки наши были обязаны христианству... лучшею без сомнения нравственностью» 1 . Именно поэтому многие христианские заповеди вошли в быт народов мира, а затем нашли закрепление в законодательных актах: Судебнике 1497 г., Судебнике 1550 г., Уставе уголовного судопроизводства 1864 г. и др.
Ценности христианской морали и светской жизни едины. И в религии, и в морали отправной точкой сознания является отдельная человеческая личность и ее взаимоотношения с общим (Богом, Миром или обществом). В христианстве идея Бога наиболее морально конкретизирована. Моральная суть этой мировой религии выражается лаконичной формулой «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 8, 16). Вездесущий, всемогущий, всеведущий Бог одновременно и всеблагой, всемилостивый. В ипостаси Отца Бог предстает заботливым защитником, покровителем, хранителем. В ипостаси Сына Бог приемлет на Себя грехи людей и отдает Себя в жертву за них. Христианство учит, что Бог вложил в души людей некий всеобщий, неизменный абсолютный нравственный закон, к которому христианину надо прислушиваться и следовать ему.
Христианская идеология особое внимание уделяет нравственному воспитанию, целью которого считает «чистоту сердца», т.е. свободу от «дурных» греховных мыслей, являющихся причиной аморальных поступков человека. Принцип христианской морали, заключающийся в отношении к ближнему, как к самому себе («Золотое правило»), является главным в нравственном воспитании человека. На его основе сложились постулаты христианского воспитания: человек должен сострадать другим людям, не оставлять на произвол судьбы страдающих, нести мир и благоденствие, безвозмездно творить добро, не держать в сердце злобу и ненависть, не заниматься материальным стяжательством, быть правдивым и бороться за правду любовью и истиной.
Христианская церковь утверждает основы морали через богослужения, проповеди, молитвы, таинства, библейские предписания, оказывающие сильное воздействие на эмоционально-чувственную сферу человека. Есть в Библии предписания о нравственном облике судьи: «...усмотри из всего народа людей способных, боящихся Бога, людей правдивых, ненавидящих корысть... Пусть они судят народ во всякое время... И дал я повеление судьям вашим: «...судите справедливо... не различайте лиц на суде, как малого, так и великого выслушайте...»» 1 .
В исламе моральное начало пронизывает идею единого Бога - Аллаха, Творца и Владыки мира, воплощения добра, всесильного и мудрого существа. Упования на милость и милосердие Бога лежат в основе исламского вероучения. Все суры (главы) Корана (кроме девятой) начинаются со слов: «Во имя Аллаха милостивого и милосердного». Это свойственно и шариату - своду религиозно-этических и правовых предписаний ислама, в котором огромная роль принадлежит вере в торжество добра и справедливости.
Особые отношения складываются между моралью и буддизмом. Буддизм как политеистичная религия отрицает существование единого и всемогущего Бога-творца, а мир считает «никем не созданным и никем не управляемым». В основе вероучения буддизма лежит идея о том, что всякое бытие, любая жизнь во всех ее проявлениях есть страдание (дуккха), проявляющееся в разных формах: неудовлетворенности, беспокойстве, тревожности, озабоченности, страхе, глубокой неудовлетворенности непостоянством. Буддийский «путь спасения» заключается не столько в культовой деятельности, сколько в моральной - терпеливом перенесении страданий, отказе от желаний, чувств, следовании нравственным принципам «Панча- шилы» (пять заповедей: отказ от убийства любого живого существа, отказ от воровства, от лжи, соблюдение супружеской верности, отказ от употребления алкоголя) .
Религию и мораль объединяет то, что они основываются на вере и глубоких внутренних устоях, обусловленных часто общими ценностями, такими как человеколюбие, материнская любовь, супружеская верность, дружба, уважение к старикам, трудолюбие, самоотверженность. В границах религиозной морали были выработаны и усвоены многими поколениями людей такие великие нравственные идеи, как идеи добра, долга, человечности, сострадания, прощения, моральной чистоты и ответственности, уважения человеческого достоинства и др. Моральные нормы воспринимаются верующими как повеления Бога, что придает им особую авторитетность и влиятельность.
В отличие же от религии мораль не формализована какими- либо институтами, она не имеет особых учреждений и лиц, специально обеспечивающих ее реализацию в жизни общества, организующих контроль за выполнением ее правил и норм.
Мораль может существовать автономно, без признания религии и опоры на нее, например в светском или атеистическом обществе. Так, атеисты вырабатывают свои системы ценностей и моральных принципов. Отрицая существование Бога или бессмертность, рассматривая естественный мир как основу всего, они не связывают смысл жизни человека со служением Богу, а видят его в чем-то ином, например в научной деятельности, стремлении к свободе духа и тела, политике или творчестве.
Атеисты считают, что люди поступают нравственно по своему внутреннему убеждению, выражая автономию своей личности, а не с целью избежать страшного наказания. Атеисты подчеркивают, что сам по себе атеизм не побуждает к насилию, в то время как религия может способствовать проявлению жестокости, в частности, к ина- коверующим. Среди атеистов прошлого времени и наших современников немало авторитетных, заслуженных и благородных людей, которые своей жизненной позицией, поступками и жизнедеятельностью подают нравственный пример гуманизма, высокой чести и достоинства.
Тем не менее следует признать, что взаимодействие морали и религии имеет много точек соприкосновения и часто способствует усилению благоприятного воздействия со стороны созвучных ценностей и норм. Служители религии всегда оберегали сложившиеся в практической жизни общества нравственные установления, проповедовали их, осуществляли духовный надзор за соблюдением заповедей, а нередко и личным примером способствовали поддержанию моральных норм.
В настоящее время, когда в Российской Федерации складывается новая система духовных ценностей и моральных принципов, тема взаимодействия светской и религиозной морали оказывается очень важной в деле нравственного воспитания. Для государственных структур, в том числе силовых ведомств и правоохранительных органов, взаимодействие с религиозными организациями может привнести определенные позитивные изменения в деле возрождения духовных основ жизни и службы, тех духовно-религиозных традиций, которые являются основанием российской культуры и государственности. В современной христианской религии моральная проповедь и поиски решения актуальных нравственных проблем, как представляется, занимают доминирующее место, и поэтому религиозная мораль сохраняет определенное положительное значение и в деятельности органов, осуществляющих правосудие. Тем более что сотрудничество правоохранительных структур и Русской Православной Церкви (РПЦ) - это не новое явление в жизни нашей страны. Основой для такого сотрудничества служили высокие нравственные и патриотические идеалы любви к Родине, верности долгу, готовности к самопожертвованию, что во все времена исповедует православная церковь.
Исполняя миссию по спасению рода человеческого, РПЦ делает это не только посредством проповеди, но и реализует конкретные программы, нацеленные на улучшение духовно-нравственного климата в обществе. В силу чего она вступает во взаимодействие с государством, различными общественными организациями и, конечно, с правоохранительными органами. И государство и Церковь понимают, что земное благополучие недостижимо без следования нравственным нормам - тем самым, которые необходимы не только для спасения человека в вечности, но и для достойной жизни здесь, на земле. Такое содружество может восстановить и сохранить в людях верность богоданным нравственным нормам, подвигнет общество к миру и согласию. Представители Церкви оказывают помощь в воспитательной и социально-реабилитационной работе с лицами, освободившимися из мест лишения свободы, в профилактике беспризорности и правонарушений со стороны несовершеннолетних; осуществляют защиту прав и свобод человека и гражданина в области противодействия проявлениям религиозной ненависти и вражды, профилактики межрелигиозных и межнациональных конфликтов. Возможно объединение усилий в борьбе с терроризмом, экстремизмом, коррупцией, наркоманией, маргинализацией общества, с деятельностью тоталитарных, деструктивных сект, а также с другими негативными тенденциями.
Формами сотрудничества правоохранительных органов и РПЦ могут быть:
- (1) участие в проведении мероприятий общенационального значения, посвященных памятным событиям истории Российского государства, Русской Православной Церкви;
- (2) участие в региональных семинарах и симпозиумах по проблемам вероисповедания, роли религии в повышении эффективности деятельности органов правоохраны;
- (3) организация духовно-нравственного просвещения работников правоохранительной, в том числе судебной, системы.
Совместная с государственными органами воспитательная деятельность священнослужителей способна стать значимым фактором изменения отношения людей к нравственным ценностям.
В светском государстве Церковь не только не должна быть формальным образом отгорожена от государственной системы, но и не должна быть формальным образом «вписана» в нее. Необходимо целесообразное, живое и неформальное взаимодействие светской и духовной власти в деле воспитания и оздоровления жизни людей.
Религия и мораль
Связь религии и морали в Древней Греции – достаточно сложный вопрос, во многом неясный из-за нехватки сведений. Практически невозможно определить степень влияния религии на идеи, чувства и поступки греков в частностях. Нам известно лишь то, что многообразие их общественной и частной жизни не было приведено к единству каким-либо религиозным авторитетом или уставом. Различные периоды, разные местные и общественные круги заметно отличаются друг от друга в нравственных оценках. Героический век имел совершенно другие идеалы, чем те, которые возникли в период расцвета афинской культуры.
Хотя греки и стремились основать нравственность на религии, но последняя не совсем удовлетворяла моральным потребностям. Отсюда частые столкновения, возникавшие между религией и моралью. Нормами нравственности служили обычай и закон. И тот и другой имели религиозную санкцию. Порядок и устройство семьи, общества, государства находились под божественным покровительством.
Благочестивое и правильное поведение для греков состояло в соблюдении установленных отношений, но включало также, в качестве религиозной обязанности, милосердие к чужестранцам и просящим защиты. Но греческая нравственность не была вполне связана существующими установлениями, а касалась и того, что выходило из их пределов. Это мы видим из того благоговения, с каким иногда положительным законам противопоставлялись законы неписаные, то есть моральные, как более высокие. Уже в произведениях Софокла звучит мысль о том, что наряду с требованиями государства существуют имеющие общее значение божественные законы, которым должно повиноваться. Вообще, грекам не удалось создать прочной основы для морали.
Л. Джордано. Фемида
Агора в Афинах – античный центр политической и общественной жизни
Мораль не находила для себя достаточной опоры в религиозных воззрениях. У греков не было создано такой идеи бога, которая бы воплощала идею о справедливом управлении миром. Многочисленных богов Эллады вряд ли можно было считать справедливыми, что подтверждается мифами. Боги служили идеалом с точки зрения эстетической, но никак не этической. Между мифологическими образами и хранителями нравственности не существовало никакой связи, кроме имен.
Естественно, что греки, особенно в позднеклассическую эпоху, испытывали серьезные сомнения в божественной справедливости. Это отразилось в учении Платона, считавшего богов воплощением идеи Добра, но одновременно допускавшего, что земной мир существует сам по себе. Это показывает, как мало ощущали греки свою связь с богами.
Большее значение в качестве религиозных оснований для морали могли бы иметь представления о потустороннем мире, нашедшие свое отражение в таинствах и мистериях. Но и в них было слишком мало этического, гораздо больший смысл имели мистические элементы. Хотя то, что представлялось в Элевсине, и имело большое значение для счастья или несчастья в будущем, но оно не возбуждало никакого морального чувства и не направляло к деятельности или к практическому выполнению добродетели.
Таким образом, греки искали в религии руководства для нравственной жизни – и не нашли. Их главные добродетели – мудрость, мужество, благоразумие, справедливость – имеют к богам лишь косвенное отношение. У этого народа, с его высокими стремлениями и обостренным чувством свободы, грех заключался главным образом в несоблюдении должных границ, в гордости.
Древнегреческие боги слишком одержимы страстями, чтобы быть мерилом морали («Вакханалия» П. Рубенса)
В то же время нельзя не обратить внимание на то, что ею были поставлены важнейшие этические проблемы, которые и были подведены под религиозную точку зрения. Ни один народ древности не брал на себя таких возвышенных задач и не чувствовал столь глубоко своих недостатков. Греки старались достигнуть блаженства в гармоническом существовании, подобно тому как своих богов они представляли блаженными. Но они не нашли условий такого счастья и не выяснили, что именно ему препятствует.
Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Доникейское христианство (100 - 325 г. по P. ?.) автора Шафф Филип автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги Культура древнего Рима. В двух томах. Том 1 автора Гаспаров Михаил Леонович Из книги Афоризмы и мысли об истории автора Ключевский Василий ОсиповичИскусство и мораль [Февраль 1898 г.]Воспитательное, культивирующее значение искусства всего удобнее определить отношением его источника или руководителя эстетического чувства к источнику нравственно-житейской деятельности, чувству нравственному. Бесспорность этого
Из книги Божественный ветер. Жизнь и смерть японских камикадзе. 1944-1945 автора Иногути РикихэйЛюди и мораль Оценивая позицию этих людей, нужно помнить, что они считали атаки камикадзе частью своего долга. Много раз я слышал, как они говорят: «Когда мы стали солдатами, то посвятили свои жизни императору. Когда мы совершаем боевые вылеты, то твердо убеждены в том, что
Из книги Библейская археология автора Райт Джордж Эрнест Из книги В сибирских лагерях. Воспоминания немецкого пленного. 1945-1946 автора Герлах ХорстКоммунистическая мораль Наша лагерная жизнь была настолько однообразной, что люди пытались разными способами избавиться от скуки. Одним из вариантов, который приветствовался в коммунистической России, была идея свободной любви. Многие не отказывались от практики
Из книги История Британских островов автора Блэк ДжеремиМораль Имперское сознание органически вошло в британский национализм, особенно в конце XIX в. Правительство подпитывало эти настроения: Виктория стала императрицей Индии в 1876 г., журнал «Панч», влиятельный имиджмейкер, популяризовал империю своими карикатурами, а
Из книги Рыцарь и Буржуа [Исследования по истории морали] автора Оссовская Мария Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль ЖакМОРАЛЬ КАТАРОВ Опасность скорее крылась в другом: мораль для простых приверженцев была слишком легковесной, полностью соответствовавшей нравственности населения Юга. Однако же здесь не следует впадать в преувеличения. Так, например, катарская церемония, называемая
Из книги Молодежь и ГПУ (Жизнь и борьба совeтской молодежи) автора Солоневич Борис ЛукьяновичМораль рабов Ярко помнится мне один поздний осенний вечер в нашем маленьком домике. Слабый огонек коптилочки тускло освещает нашу бедную комнатку. Маленькая железная печурка догорает, и вспыхивающие в ней последние блики пламени освещают бледную мордочку больного
Из книги Рыцарство от древней Германии до Франции XII века автора Бартелеми Доминик Из книги История религий. Том 2 автора Крывелев Иосиф Аронович Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид СергеевичМораль и религия по Конфуцию Социально-политические позиции Конфуция оказали решающее воздействие на формирование всей религиозно– этической концепции конфуцианства. Это нашло выражение в том, что в Китае, в отличие от многих других цивилизованных обществ, со времен
Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри Из книги Национальная идея Руси – Жить Хорошо. Цивилизация Славян в действительной истории автора Ершов Владимир В.Глава 4. Надо знать – это решение вопроса о религии славян: Славянская религия – Религия ли это у Славян Настоящую Главу предлагаю читать внимательно и вдумчиво – кроме предложенной в настоящей Главе информации, ничего не надо придумывать и додумывать – здесь